Другая Италия. Мантуя.

neprosto_maria2 203

Позвольте пригласить вас в путешествие в Италию без туристов (такие места, оказывается, еще есть).

В некогда славный итальянский город Мантуя, в магазинах которого и не слышали про TAX free, и где безлюдной ночью так пустынно, что кажется возможным случайно встретить в переулке Риголетто. Да, это его родной город, Мантуя.

Некогда славный в своем процветании, ныне покинутый внимаем большинства путешествующих, тем он атмосферно-прекрасен. На улицах слышна только итальянская речь, совершенно отсутствуют темнокожие гости, продающие цветы и брендовые сумки, что, в общем-то, для современной Италии уже представляется достопримечательностью.

Совершенно поражает город еще на подходе – если прибывать по старому пути. В окружении трех озер (четвертое высохло), город кажется островом. Стоит проехаться по этой дороге ради одного только вида – местные называют его по-английски “skyline”. И не будет здесь фото, невозможно запечатлеть его надлежащим образом – пусть это будет красивым сюрпризом. Скажу только одно – впечатление сравнимо с французским городом Сен Мишель.

Что делать: наслаждаться атмосферными улочкам в центре города. Рассматривать полустертые фрески на стенах домов, они здесь повсюду. Заходить в кафешки – здесь можно порадовать себя ароматным итальянским кофе (за 1 евро), пить Bellavista и Francakorta, когда Prosecco уже порядком надоел. Зайдите в кафе Venezia. Но про еду – отдельно. Позже.

Расскажу о двух достопримечательностях, поразивших меня прежде всего. Герцогский замок (Palazzo Ducale) и Палаццо Те (Palazzo Te).

Во-первых, Герцогский замок на главной площади. Строение величественное и внушительное, просторный внутренний двор, подернутые мхом стены. Долгое отсутствие реставрации виду не вредит, наоборот, исторический дух чувствуется еще явственнее. Кем, когда, зачем построен дворец и сколько в нем комнат – вы найдете в путеводителе. Наверное. Если найдете путеводитель. От себя скажу другое - замок хранит атмосферу средневековья и будто переносит на сотни лет назад. Отопления я непочувствовала, так что лучше одеться потеплее, отправляясь туда.

Герцогский замокГалерея дворца

Билет дает право на посещение двух частей – первая, знаменитая комната с фресками, вторая – собственно, замок.

Часть первая. Слева от кассы.

Знаменитая комната с фресками. Описывает историю получения герцогом Мантуи известия о назначении его сына папой. Римским. Событие историческое, гордо-приятное, уважить местных посещением нужно. Посмотрели, спустились к выходу, и тут вы уже собираетесь уходить, но задержитесь. Осмотритесь, найдите во внутреннем дворе вывеску, она там одна, Citta Ideali. Под вывеской нужная нам дверь, вперед.

Выставка «Идеальный город» - обязательна к посещению. Кажущаяся неприметной с первого взгляда, с тонким итальянским чувством прекрасного раскрывает идею Идеальности.  Макеты, зарисовки и книги эпохи Ренессанса начинают экспозицию, заканчивается же она представлениями о городе сверхтехнологичной Земли и новоосвоенных планет. Интересно, с первых экспонатов, это суть представления о будущем, в ее динамике на протяжении нескольких веков. Идеальное представление об идеальном городе, как оно зарождалось, развивалось и что представляет собой в глазах наших современников. К богатому историческому наследию итальянцы не перестают добавлять новое, живое, прогрессивное. Развитие не останавливается, вдохновение не прекращается. Рекомендую. 

Часть вторая. Справа от кассы.

Основная часть замка-дворца – невероятные залы, построенные как будто (на самом ли деле) в хронологическом порядке. На входе стилизованные «фрески»-цитаты на стенах вдоль лестницы и коридора. Это впечатления знаменитых людей о дворце, своеобразные оценки и комментарии. Проходим в просторные залы, величественные и холодные,масштабные. Меня поразила картина Рубенса, являющаяся прототипом (скорее всего) его известного произведения, виденного мной за две недели до того на специально-помпезной выставке в Венском музее истории Искусств. Здесь, просто и естественно, я нахожу тех же персонажей, ту же руку мастера, но на своем месте. Тихо, спокойно и не очень приметно, как продолжалось много веков и как то должно быть.

Рубенс

Остановлюсь на комнате Трои – ее нужно посетить обязательно, вглядеться в детали росписи и попытаться почувствовать посыл, исходящий от этих фресок. Вспомнить легендарную историю тоже было бы неплохо для понимания. Дальше – наслаждаться.

Залы

В остальном – невероятная роспись потолков и галерей, искусность художников, обманывающих ваш глаз неожиданными решениями. Так я, не удержавшись, потрогала стену, казавшуюся мне мраморной. Но нет, штукатурка и роспись… невероятно! После средневековой части неожиданно попадаешь в анфиладу комнат 18-19 веков, и это интригующий поворот. Потолки не перестают завораживать, переходы перемежаются игрой зеркал, а гобелены в огромном количестве укутывают каждую комнату – настоящие! Не реконструкция. Дух захватывает, погружение полное. Добавьте к этому практически полное отсутствие туристов (это в Италии-то!) – аффект обеспечен.

Анфилада

 

Город

Вы не найдете в Мантуе помпезности и кричаще-завлекающей рекламы достопримечательностей или заведений. Но жемчужины открываются одна за другой. Например, на одной из площадей вы видите церковь. Средневековую, вдобавок, от не отходят крытые галереи (чем-то напоминая русские гостиные дворы). Большую. Из рассказа местного жителя:

Эту церковь обнаружили в 20 веке, до тех пор площадь была интенсивно, плотно застроена домами, так, что здание церкви оказалось внутри, во дворе; использовалось под складские помещения так давно, что никто уже и не помнил изначального назначения этих стен. Когда решили очистить площадь, реконструировать старые дома, случайно обнаружили церковь… Ниже фото, для понимания размеров.

Найденная церковь.
О, церковь! Баптистерию, круглое здание справа, нашли заодно. Обожаю итальянцев.

 

В Мантуе главное – не достопримечательности. Самое интересное – это люди. Страстные, живые, настоящие. Жестикулирующие, проникновенные, контактные. Мне посчастливилось встретить коренных мантуанцев, подружиться с ними, сходить на семейный домашний ужин с блюдами местной (исключительно) кухни и прикоснуться к колоритной бытовой жизни местных. Поразил стиль и вкус: в еде, в оформлении квартир, книжных шкафов, интерьера. Изящные, но в то же время простые сочетания – это Италия как она есть. Перетекло это в экскурсию местного жителя по Палаццо дель Те, перехожу.

Палаццо дель Те – место удивительное не только своим архитектурным видом и искусностью отделки, но историей и идеей своего возникновения. Некогда, в начале 16 века, Мантуей правили маркизы Гонзага. Один из представителей этого семейства, самый нам интересный, Федерико Гонзага, решил построить себе дворец. И не просто так, а для наслаждения глаз и тела.

Была у нашего героя властная, гордая мать. И прекрасная любовница. Любовницу, как водится, мать не одобряла и пыталась сына образумить, от девы избавиться. А сын избавляться от дамы сердца не хотел, а от мамы не мог. Посему выбрал он остров в окружении тех самых четырех мантуйский озер и решил построить там виллу. Виллу в стиле римских великих загородных, стилизованную под Рустику (деревенский стиль, по-римски). Чтобы напоминала она ему о детских годах, проведенных в Риме, и о величественных сооружениях древних. Для этого дела был приглашен учитель Рафаэля, Джулио Романо, воплотить все мечты герцога, пардон, тогда еще маркиза, о герцогстве, эстетике и любви - в жизнь.

Дворец был построен и отделан за 10 лет (1525-1535 гг). Замысел такой: со всех сторон окруженный водой, дворец был соединен с сушей одной только дорогой, и на пересечение требовалось специальное разрешение. Даже для мамы. Или специально для мамы. Так как…большая часть дворца отводилась прекрасной возлюбленной.

С «женской» части начинается обзор дворца и первая комната посвящена «Метаморфозам» Овидия. Интересно, что при столь возвышенных ассоциациях, (О, Овидий!), первым делом поражает невероятная эротичность фресок. Живые и истинные, они приковывают взгляд и завораживают совершенно. Очень рекомендую остановиться и вглядеться (хотя неискушенному зрителю первым делом хочется стыдливо отвести взгляд).

Личностью маркиза-герцога буквально пронизан каждый предмет и угол. Стоит обратить внимание на детали: то на камине, то в углу потолка, нечаянно можно увидеть ящерицу, которую герцог выбрал своим символом, и не случайно. Смысловая наполненность здесь повсюду, отражая истину и красоту, истинную красоту, красивую истину, даже если это не то, чем кажется. Возвращаясь к ящерице – маркиз Гонзага был крайне пылким мужчиной, в насмешку на укоры или показывая притворное рвение усмирить свои страсти – выбрал своей личной эмблемой хладнокровное и бесчувственное (по представлениям того времени) пресмыкающееся. У ящера много значений, и он наблюдает за вами, в каждой из комнат.

Второй зал, сразивший меня буквально – комната Амура и Психеи. Невероятная чувственность, острота и глубина…сложно подобрать слова, правда - окружают тебя со всех сторон. Здесь сцены из мифа, в котором прекрасную деву за красоту невзлюбила Венера. А также за то, что отвлекала любимого сына. Здесь сцены страданий и бед, которые властная грозная мама послала ей в наказание. И желание Амура соединиться с прекрасной нимфой. И сцены восхваления любви и красоты во всех сущностях и проявлениях. Понятно, да? Мама Гонзага, если была допущена в эту часть дворца, кусала локти, точно. Тонко.

Амур и Психея

Далее переходим в мужскую часть, хозяйскую. Первая комната – просторный холл, по периметру зала изображения коней. И это не просто абстрактные кони, это портреты лошадей маркиза, его любимых скакунов. Выполнены так искусно, будто живые фотографии, еще и с эффектом 3D. В хозяйских покоях есть на что полюбоваться: много символичных моментов, намеков богов и знаков величия. Будь то орел у изголовья кровати или предсказание судьбы по месяцу рождения в зодиакальной комнате. Будьте внимательным.

Конь

Последняя часть, интересная не только эстетически, но и символически – одна из главных причин постройки всего сооружения. Возвращаясь к истории: маркиз Гонзага, очень хотевший стать герцогом (со всеми вытекающими из титула выгодами и властными последствиями), пригласил к себе императора Карла V, в гости. На день. Готовился к этому несколько лет, специально устроив анфиладу из пяти комнат, для встречи высокого гостя. Входим и видим: вместо нимф, лошадей, удовольствий, холодно-величественное прославление римских легионеров. Триумф Рима, величие воинов. Орнамент не только красив, но и размещен таким образом, что не имеет начало и конца, шествие замыкается в бесконечном продолжении движения к славе и могуществу. Следующие комнаты эту идею продолжают и раскрывают, по ходу движения продолжая льстить императору (по задумке). Апофеоз же - последняя комната: Холл Гигантов. Центральная тема изображения: низвержение Титанов Зевсом, а в перспективе (вертикальной, прошу заметить), над головой громовержца, мы видим трон и орла. Символы римской империи. Вдумайтесь в эту изящную, мощную лесть. Таким образом хитроумный маркиз Гонзага стал герцогом Гонзага. Получив во владение Мантую. А император задержался еще на наделю. 

Потолок Холла Гигантов
Потолок холла гигантов (титанов)

Прежде, чем покинуть дворец, найдите тайный сад. Мозаика, фрески и тайный грот не реставрировались со времен постройки. Напротив грота – небольшой дворик, по периметру двора, смотрите, басни Эзопа (без труда узнаем в них басни Крылова), фрески напротив – круг жизни, цикличный, естественно, и беспрерывный. Всмотритесь.

Мне повезло все это услышать (глазами увидела много сама, но все же) от невероятного человека, некогда атташе по культуре Италии в посольстве Югославии. Отдельно хочу отметить очень удачное название нашей импровизированной экскурсии, ибо так оно и чувствовалось: «Освежи свой сексуальный инстинкт». Так как это есть жизнь, суть, красота и истина. На выходе дедуля подмигивает, лукаво-игриво. Вы в Италии!

После такого, хочется сказать: «In vino veritas»! Надо выпить. Особенно если вы, как я, путешествуете без пары… Пойдемте посмотрим Мантуйские бары. Я отмечу парочку, во-первых, Che ce ce. В самом сердце старого города, многолюдно, шумно, душевно, весело. Там надо смотреть людей, знакомиться, разговаривать, собирать истории. С напитками просто, очень просто - пейте местное вино, все. Второе – Sketch бар, хозяин – сомелье, увлекающийся. Выслушает пожелания, порекомендует, и даже заменит вино, если вам не понравилось. Пить: как я упоминала выше, игристые BELLAVISTA и Franciacorta – это по классике. Из необычного попросите игристое на вкус хозяина. Специфично, очень интересно – нефильтрованное неочищенное биологически натуральное игристое вино, такого я не испытывала. Даже если не понравится, раззадорить рецепторы получится точно. Мой лидер – тихое белое donkey wine (выдумка автора, но вас точно поймут, осел на этикетке). Этикетка тоже неспроста, на винодельне и винограднике до сих пор используют осликов для перевозки собранного винограда (особенности местности, и нечем заменить вьючных). Официальное название, по сорту винограда, CARICALASINO. Из красного,  безусловно, AMARONE.

Не забыть поесть! Обязательно, обязательно пробуйте местную кухню. В Мантуе много мантуйских фирменных блюд (для меня это до сих пор удивительно, в России я такого не наблюдала, да и в других европейских городах такого обилия и разнообразия именно_этого_города_блюд мне не встречалось). Основное и самое известное: TORTELLI DI ZUCCA (это паста, ну почти), Конина (ее стали активно употреблять в пищу после наполеоновских войн, когда в окрестных сражениях гибло все… Ну, вы понимаете, пришлось употреблять лошадей, так и распробовали). Торты: мягкий HELVETIA и похожий на печенье SBRISOLONA (не ждите вилку, едят руками).

 

Насытившись духовно и желудком, погуляйте по ночным переулкам (преступности не замечено). Почувствуйте город прекрасных герцогов и истинных итальянцев, любящих жизнь. Мы делали это, распевая песенку герцога Мантуанского из Риголетто Верди («Сердце красавиц…»), особенно эффектно это можно сделать на главной площади, стоя спиной к герцогскому дворцу, глядя на CASA DI RIGOLETTO (табличка есть, не потеряетесь). А я закончу, напевая слова из той же песни: «…но не влюбиииться (протяжно) все же нельзя…»

Комментарии

Войдите, чтобы комментировать

12-arrow войти