Позвольте пригласить вас в путешествие в Италию без туристов (такие места, оказывается, еще есть).
В некогда славный итальянский город Мантуя, в магазинах которого и не слышали про TAX free, и где безлюдной ночью так пустынно, что кажется возможным случайно встретить в переулке Риголетто. Да, это его родной город, Мантуя.
Некогда славный в своем процветании, ныне покинутый внимаем большинства путешествующих, тем он атмосферно-прекрасен. На улицах слышна только итальянская речь, совершенно отсутствуют темнокожие гости, продающие цветы и брендовые сумки, что, в общем-то, для современной Италии уже представляется достопримечательностью.
Совершенно поражает город еще на подходе – если прибывать по старому пути. В окружении трех озер (четвертое высохло), город кажется островом. Стоит проехаться по этой дороге ради одного только вида – местные называют его по-английски “skyline”. И не будет здесь фото, невозможно запечатлеть его надлежащим образом – пусть это будет красивым сюрпризом. Скажу только одно – впечатление сравнимо с французским городом Сен Мишель.
Что делать: наслаждаться атмосферными улочкам в центре города. Рассматривать полустертые фрески на стенах домов, они здесь повсюду. Заходить в кафешки – здесь можно порадовать себя ароматным итальянским кофе (за 1 евро), пить Bellavista и Francakorta, когда Prosecco уже порядком надоел. Зайдите в кафе Venezia. Но про еду – отдельно. Позже.
Расскажу о двух достопримечательностях, поразивших меня прежде всего. Герцогский замок (Palazzo Ducale) и Палаццо Те (Palazzo Te).
Во-первых, Герцогский замок на главной площади. Строение величественное и внушительное, просторный внутренний двор, подернутые мхом стены. Долгое отсутствие реставрации виду не вредит, наоборот, исторический дух чувствуется еще явственнее. Кем, когда, зачем построен дворец и сколько в нем комнат – вы найдете в путеводителе. Наверное. Если найдете путеводитель. От себя скажу другое - замок хранит атмосферу средневековья и будто переносит на сотни лет назад. Отопления я непочувствовала, так что лучше одеться потеплее, отправляясь туда.
Билет дает право на посещение двух частей – первая, знаменитая комната с фресками, вторая – собственно, замок.
Часть первая. Слева от кассы.
Знаменитая комната с фресками. Описывает историю получения герцогом Мантуи известия о назначении его сына папой. Римским. Событие историческое, гордо-приятное, уважить местных посещением нужно. Посмотрели, спустились к выходу, и тут вы уже собираетесь уходить, но задержитесь. Осмотритесь, найдите во внутреннем дворе вывеску, она там одна, Citta Ideali. Под вывеской нужная нам дверь, вперед.
Выставка «Идеальный город» - обязательна к посещению. Кажущаяся неприметной с первого взгляда, с тонким итальянским чувством прекрасного раскрывает идею Идеальности. Макеты, зарисовки и книги эпохи Ренессанса начинают экспозицию, заканчивается же она представлениями о городе сверхтехнологичной Земли и новоосвоенных планет. Интересно, с первых экспонатов, это суть представления о будущем, в ее динамике на протяжении нескольких веков. Идеальное представление об идеальном городе, как оно зарождалось, развивалось и что представляет собой в глазах наших современников. К богатому историческому наследию итальянцы не перестают добавлять новое, живое, прогрессивное. Развитие не останавливается, вдохновение не прекращается. Рекомендую.
Часть вторая. Справа от кассы.
Основная часть замка-дворца – невероятные залы, построенные как будто (на самом ли деле) в хронологическом порядке. На входе стилизованные «фрески»-цитаты на стенах вдоль лестницы и коридора. Это впечатления знаменитых людей о дворце, своеобразные оценки и комментарии. Проходим в просторные залы, величественные и холодные,масштабные. Меня поразила картина Рубенса, являющаяся прототипом (скорее всего) его известного произведения, виденного мной за две недели до того на специально-помпезной выставке в Венском музее истории Искусств. Здесь, просто и естественно, я нахожу тех же персонажей, ту же руку мастера, но на своем месте. Тихо, спокойно и не очень приметно, как продолжалось много веков и как то должно быть.
Остановлюсь на комнате Трои – ее нужно посетить обязательно, вглядеться в детали росписи и попытаться почувствовать посыл, исходящий от этих фресок. Вспомнить легендарную историю тоже было бы неплохо для понимания. Дальше – наслаждаться.
В остальном – невероятная роспись потолков и галерей, искусность художников, обманывающих ваш глаз неожиданными решениями. Так я, не удержавшись, потрогала стену, казавшуюся мне мраморной. Но нет, штукатурка и роспись… невероятно! После средневековой части неожиданно попадаешь в анфиладу комнат 18-19 веков, и это интригующий поворот. Потолки не перестают завораживать, переходы перемежаются игрой зеркал, а гобелены в огромном количестве укутывают каждую комнату – настоящие! Не реконструкция. Дух захватывает, погружение полное. Добавьте к этому практически полное отсутствие туристов (это в Италии-то!) – аффект обеспечен.
Город
Вы не найдете в Мантуе помпезности и кричаще-завлекающей рекламы достопримечательностей или заведений. Но жемчужины открываются одна за другой. Например, на одной из площадей вы видите церковь. Средневековую, вдобавок, от не отходят крытые галереи (чем-то напоминая русские гостиные дворы). Большую. Из рассказа местного жителя:
Эту церковь обнаружили в 20 веке, до тех пор площадь была интенсивно, плотно застроена домами, так, что здание церкви оказалось внутри, во дворе; использовалось под складские помещения так давно, что никто уже и не помнил изначального назначения этих стен. Когда решили очистить площадь, реконструировать старые дома, случайно обнаружили церковь… Ниже фото, для понимания размеров.
В Мантуе главное – не достопримечательности. Самое интересное – это люди. Страстные, живые, настоящие. Жестикулирующие, проникновенные, контактные. Мне посчастливилось встретить коренных мантуанцев, подружиться с ними, сходить на семейный домашний ужин с блюдами местной (исключительно) кухни и прикоснуться к колоритной бытовой жизни местных. Поразил стиль и вкус: в еде, в оформлении квартир, книжных шкафов, интерьера. Изящные, но в то же время простые сочетания – это Италия как она есть. Перетекло это в экскурсию местного жителя по Палаццо дель Те, перехожу.
Палаццо дель Те – место удивительное не только своим архитектурным видом и искусностью отделки, но историей и идеей своего возникновения. Некогда, в начале 16 века, Мантуей правили маркизы Гонзага. Один из представителей этого семейства, самый нам интересный, Федерико Гонзага, решил построить себе дворец. И не просто так, а для наслаждения глаз и тела.
Была у нашего героя властная, гордая мать. И прекрасная любовница. Любовницу, как водится, мать не одобряла и пыталась сына образумить, от девы избавиться. А сын избавляться от дамы сердца не хотел, а от мамы не мог. Посему выбрал он остров в окружении тех самых четырех мантуйский озер и решил построить там виллу. Виллу в стиле римских великих загородных, стилизованную под Рустику (деревенский стиль, по-римски). Чтобы напоминала она ему о детских годах, проведенных в Риме, и о величественных сооружениях древних. Для этого дела был приглашен учитель Рафаэля, Джулио Романо, воплотить все мечты герцога, пардон, тогда еще маркиза, о герцогстве, эстетике и любви - в жизнь.
Дворец был построен и отделан за 10 лет (1525-1535 гг). Замысел такой: со всех сторон окруженный водой, дворец был соединен с сушей одной только дорогой, и на пересечение требовалось специальное разрешение. Даже для мамы. Или специально для мамы. Так как…большая часть дворца отводилась прекрасной возлюбленной.
С «женской» части начинается обзор дворца и первая комната посвящена «Метаморфозам» Овидия. Интересно, что при столь возвышенных ассоциациях, (О, Овидий!), первым делом поражает невероятная эротичность фресок. Живые и истинные, они приковывают взгляд и завораживают совершенно. Очень рекомендую остановиться и вглядеться (хотя неискушенному зрителю первым делом хочется стыдливо отвести взгляд).
Личностью маркиза-герцога буквально пронизан каждый предмет и угол. Стоит обратить внимание на детали: то на камине, то в углу потолка, нечаянно можно увидеть ящерицу, которую герцог выбрал своим символом, и не случайно. Смысловая наполненность здесь повсюду, отражая истину и красоту, истинную красоту, красивую истину, даже если это не то, чем кажется. Возвращаясь к ящерице – маркиз Гонзага был крайне пылким мужчиной, в насмешку на укоры или показывая притворное рвение усмирить свои страсти – выбрал своей личной эмблемой хладнокровное и бесчувственное (по представлениям того времени) пресмыкающееся. У ящера много значений, и он наблюдает за вами, в каждой из комнат.
Второй зал, сразивший меня буквально – комната Амура и Психеи. Невероятная чувственность, острота и глубина…сложно подобрать слова, правда - окружают тебя со всех сторон. Здесь сцены из мифа, в котором прекрасную деву за красоту невзлюбила Венера. А также за то, что отвлекала любимого сына. Здесь сцены страданий и бед, которые властная грозная мама послала ей в наказание. И желание Амура соединиться с прекрасной нимфой. И сцены восхваления любви и красоты во всех сущностях и проявлениях. Понятно, да? Мама Гонзага, если была допущена в эту часть дворца, кусала локти, точно. Тонко.
Далее переходим в мужскую часть, хозяйскую. Первая комната – просторный холл, по периметру зала изображения коней. И это не просто абстрактные кони, это портреты лошадей маркиза, его любимых скакунов. Выполнены так искусно, будто живые фотографии, еще и с эффектом 3D. В хозяйских покоях есть на что полюбоваться: много символичных моментов, намеков богов и знаков величия. Будь то орел у изголовья кровати или предсказание судьбы по месяцу рождения в зодиакальной комнате. Будьте внимательным.
Последняя часть, интересная не только эстетически, но и символически – одна из главных причин постройки всего сооружения. Возвращаясь к истории: маркиз Гонзага, очень хотевший стать герцогом (со всеми вытекающими из титула выгодами и властными последствиями), пригласил к себе императора Карла V, в гости. На день. Готовился к этому несколько лет, специально устроив анфиладу из пяти комнат, для встречи высокого гостя. Входим и видим: вместо нимф, лошадей, удовольствий, холодно-величественное прославление римских легионеров. Триумф Рима, величие воинов. Орнамент не только красив, но и размещен таким образом, что не имеет начало и конца, шествие замыкается в бесконечном продолжении движения к славе и могуществу. Следующие комнаты эту идею продолжают и раскрывают, по ходу движения продолжая льстить императору (по задумке). Апофеоз же - последняя комната: Холл Гигантов. Центральная тема изображения: низвержение Титанов Зевсом, а в перспективе (вертикальной, прошу заметить), над головой громовержца, мы видим трон и орла. Символы римской империи. Вдумайтесь в эту изящную, мощную лесть. Таким образом хитроумный маркиз Гонзага стал герцогом Гонзага. Получив во владение Мантую. А император задержался еще на наделю.
Прежде, чем покинуть дворец, найдите тайный сад. Мозаика, фрески и тайный грот не реставрировались со времен постройки. Напротив грота – небольшой дворик, по периметру двора, смотрите, басни Эзопа (без труда узнаем в них басни Крылова), фрески напротив – круг жизни, цикличный, естественно, и беспрерывный. Всмотритесь.
Мне повезло все это услышать (глазами увидела много сама, но все же) от невероятного человека, некогда атташе по культуре Италии в посольстве Югославии. Отдельно хочу отметить очень удачное название нашей импровизированной экскурсии, ибо так оно и чувствовалось: «Освежи свой сексуальный инстинкт». Так как это есть жизнь, суть, красота и истина. На выходе дедуля подмигивает, лукаво-игриво. Вы в Италии!
После такого, хочется сказать: «In vino veritas»! Надо выпить. Особенно если вы, как я, путешествуете без пары… Пойдемте посмотрим Мантуйские бары. Я отмечу парочку, во-первых, Che ce ce. В самом сердце старого города, многолюдно, шумно, душевно, весело. Там надо смотреть людей, знакомиться, разговаривать, собирать истории. С напитками просто, очень просто - пейте местное вино, все. Второе – Sketch бар, хозяин – сомелье, увлекающийся. Выслушает пожелания, порекомендует, и даже заменит вино, если вам не понравилось. Пить: как я упоминала выше, игристые BELLAVISTA и Franciacorta – это по классике. Из необычного попросите игристое на вкус хозяина. Специфично, очень интересно – нефильтрованное неочищенное биологически натуральное игристое вино, такого я не испытывала. Даже если не понравится, раззадорить рецепторы получится точно. Мой лидер – тихое белое donkey wine (выдумка автора, но вас точно поймут, осел на этикетке). Этикетка тоже неспроста, на винодельне и винограднике до сих пор используют осликов для перевозки собранного винограда (особенности местности, и нечем заменить вьючных). Официальное название, по сорту винограда, CARICALASINO. Из красного, безусловно, AMARONE.
Не забыть поесть! Обязательно, обязательно пробуйте местную кухню. В Мантуе много мантуйских фирменных блюд (для меня это до сих пор удивительно, в России я такого не наблюдала, да и в других европейских городах такого обилия и разнообразия именно_этого_города_блюд мне не встречалось). Основное и самое известное: TORTELLI DI ZUCCA (это паста, ну почти), Конина (ее стали активно употреблять в пищу после наполеоновских войн, когда в окрестных сражениях гибло все… Ну, вы понимаете, пришлось употреблять лошадей, так и распробовали). Торты: мягкий HELVETIA и похожий на печенье SBRISOLONA (не ждите вилку, едят руками).
Насытившись духовно и желудком, погуляйте по ночным переулкам (преступности не замечено). Почувствуйте город прекрасных герцогов и истинных итальянцев, любящих жизнь. Мы делали это, распевая песенку герцога Мантуанского из Риголетто Верди («Сердце красавиц…»), особенно эффектно это можно сделать на главной площади, стоя спиной к герцогскому дворцу, глядя на CASA DI RIGOLETTO (табличка есть, не потеряетесь). А я закончу, напевая слова из той же песни: «…но не влюбиииться (протяжно) все же нельзя…»
Комментарии
Войдите, чтобы комментировать
войтиАндрейШагин
29 янв 2020